?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ковш от экскаватора

Много всего интересного есть в нашем Ида-Вируском уезде и среди всего этого видное место занимает музей сланцедобычи, открытый несколько лет назад на месте бывшей сланцевой шахты "Кохтла", что в поселке Кохтла-Нымме неподалеку от Кохтла-Ярве.

Шахта эта действовала еще совсем недавно и была закрыта в 1990-х годах, когда из-за уменьшившегося потребления сланца эксплуатировать ее стало невыгодно. Поначалу ее хотели просто затопить, но затем было решено сделать на ее базе музей.

Найти этот музей не так сложно (но и не так просто :)). Приезжаете на центральный перекресток Кохтла-Ярве и смотрите указатели. Один из них будет показывать направление на "Kaevanduspark-muuseum", вот туда и надо ехать.


Как проехать к музею
(кликните, чтобы перейти к карте)

Проезжаете по улице Ярвекюла до конца, там будет поворот налево, потом еще несколько километров на юг, потом будет поворот на Kohtla-Nõmme. И потом по этому Кохтла-Нымме до упора, пока не встретится вот это здание:

Вход в шахту находится вот в этом здании
Вход в шахту находится вот в этом здании

Заходите внутрь, там и будет вход. Внутрь пускают только в составе групп, но для неорганизованных туристов каждый час формируются свои группы. Летом, я так думаю, народу хватает, а в несезон лучше предварительно позвонить по телефону +3723324017 и узнать, когда будут экскурсии на русском языке. Хотя не исключено, что на экскурсию на эстонском языке придет большинство русских, и тогда гид будет проводить ее по-русски, как это и произошло в данном конкретном случае :)

Перед спуском под землю туристов заставляют должным образом экипироваться - надеть куртку, каску с шахтерской лампочкой, а также привязать на пояс аккумуляторную батарею для лампочки.

Перед спуском в шахту надо надеть спецодежду
Перед спуском в шахту надо надеть спецодежду

Наш гид
Наш гид

Когда все готово, гид сопровождает группу к лестнице, по которой все спускаются вниз, в шахту. Сланцевые шахты неглубокие, всего метров десять, так что спуск много времени не займет.


Лестница ведет вниз

Поскольку добыча в шахтах далеко не всегда идет в месте спуска под землю, до нужного места шахтеры едут на специальном поезде. Поезд на электрической тяге, и сверху идет контактный провод, за который гид браться не советовал.

Шахтерский поезд. На нем шахтеры едут к месту текущей добычи
Шахтерский поезд. На нем шахтеры едут к месту текущей добычи

Вагончики в поезде оказались маленькие, с ужасно тесными кабинками, так что осталось не совсем понятным, как туда пролезают здоровые мужики высокого роста. Я вот еле втиснулся.

Кабинки в поезде ну очень маленькие
Кабинки в поезде ну очень маленькие

Опоздавшие на работу шахтеры догоняют своих товарищей вот на таких велосипедах :)
Опоздавшие на работу шахтеры догоняют своих товарищей вот на таких велосипедах :)

Продемонстрировав средства передвижения, гид начинает рассказывать о добыче сланца.

Гид начинает рассказ о добыче сланца
Гид начинает рассказ о добыче сланца

Сланец в Эстонии, тогда еще бывшей в составе Российской Империи, нашли в начале 20-го века, в годы Первой Мировой войны, но организовать его добычу смогли лишь в 20-х годах, уже при независимой Эстонии.

Под землей сланец залегает слоями, вперемешку с известняковыми породами, что можно видеть на стенах шахты (серый цвет - это известняк, сланец - он бурый). Раньше сланец добывали вручную, кирками и лопатами. Пустую породу складывали внизу, а добытый сланец вывозили на лошадях наверх.

Вот с помощью такой штуки раньше вручную сверлили отверстия для динамита
С помощью такой штуки раньше сверлили отверстия для динамита

Потом на помощь пришла взрывчатка. С помощью вот такой распорки ручным буром в толще породы сверлили отверстие и внутрь закладывали динамит.

Потом уже, когда в шахты провели электричество, отверстия стали сверлить механическими бурами с многометровыми сверлами.

Отверстия для взрывчатки сверлят вот таким буром (слева можно видеть, какой длины у него сверло)
Отверстия для взрывчатки сверлят вот таким буром
(слева можно видеть, какой длины у него сверло)

Сейчас для подрыва используется взрывчатка под названием "нобелит", которая по шведской технологии производится на недавно построенном заводе рядом с Силламяэ.

Потом туда закладывают взрывчатку и... БДЫЖЬ!!!
В отверстие закладывают взрывчатку и... БДЫЖЬ!!!

В помощью вот этой трубы от места взрыва отсасывают газы и пыль...
В помощью вот этой трубы от места взрыва отсасывают газы и пыль...

К месту взрыва подъезжает вот такой комбайн и начинает загружать куски сланца
К месту взрыва подъезжает вот такой комбайн и начинает загружать куски сланца

Куски сланца грузят вот в такие вагонетки и по рельсам везут к вагоноопрокидывателю
Куски сланца грузят вот в такие вагонетки и по рельсам везут к вагоноопрокидывателю

А это еще один способ механизации добычи. Под землю затаскивают вот такой комбайн и он двумя фрезами начинает выгрызать породу по фронту шириной 160 метров. Свод, чтобы не обрушался, подпирают гидродомкратами.

Еще один из способов механизации добычи сланца
Сланцедобывающий комбайн

Вот такой фрезой комбайн выгрызает сланец
Вот такой фрезой комбайн выгрызает сланец

Добытый сланец грузят в вагонетки и везут на вагоноопрокидыватель. Там вагонетки переворачивают и сгружают их содержимое на транспортер, который по наклонной ленте поднимает сланец вместе с породой на поверхность, где находится обогатительная фабрика. Это раньше породу вручную отделяли от сланца и оставляли внизу. При механизированной добыче проще отправлят наверх все подряд, и разделять уже там.

Вагонеткоопрокидыватель
Вагонеткоопрокидыватель

Рядом с вагонеткоопрокидывателем. Отсюда сланец поднимается наверх
Рядом с вагонеткоопрокидывателем. Отсюда сланец поднимается наверх

Картина, оставленная на стене студентами Академии Культуры
Картина, оставленная на стене студентами Академии Культуры

Экскурсия под землей идет примерно час. В летний сезон туристические группы могут идти одна за другой, прямо как где-нибудь в пещерах Австрии или Словении.

А следом уже идет следующая экскурсия. На этот раз привезли школьников
А следом уже идет следующая экскурсия. На этот раз привезли школьников

Перед выходом из шахты надо помыть сапоги
Перед выходом из шахты надо помыть сапоги

По окончании организованной экскурсии можно погулять по территории, где тоже есть кое-что интересное. Например, вот этот БелАЗ. Как известно, сланец в Эстонии добывают не только в подземных шахтах, но и в открытых карьерах, а для этого совершенно необходимы карьерные самосвалы.


Карьерный самосвал БелАЗ

Но еще больше для открытой добычи чего бы то ни было необходимы экскаваторы. Правда ни одного экскаватора здесь нет, а есть лишь один ковш, но зато какой! О нем отдельный рассказ.

Вид из ковша экскаватора
Вид из ковша экскаватора

Это ковш от гигантского экскаватора ЭВГ 35/65М, прозванного эстонскими горняками "Esku" (уж не знаю, почему). Таких чудовищ на Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине построили всего три. Первым стал ЭВГ 35/65, который в 1959 году отправили работать в Иркутскую область на Черемховский угольный разрез.


Экскаватор ЭВГ 35/65

Однако внедрение новой техники шло медленно и трудно. Конструкторы НКМЗ постоянно дорабатывали эту модель, и в итоге в 1970-х годах был построен второй модернизированный экземпляр ЭВГ 35/65М №2, который был направлен в Эстонию для работа на карьерах "Эстонсланца". Кроме этих двух был построен еще всего один такой экскаватор, который тоже работал на Черемховском бассейне, ЭВГ 35/65М №3. Более подробно об истории строительства гигантских экскаваторов в СССР и в мире можно почитать вот здесь.

Ковш - это все, что осталось от гигнантского экскаватора ''Esku''
Ковш - это все, что осталось от гигнантского экскаватора ''Esku''

В 2002-м году экскаватор "Esku" было решено разобрать и продать на металлолом. Громоздкая техника часто ломалась и в современных условиям эксплуатация ее была невыгодной. Некоторое время в прессе шла кампания с призывом сохранить гигантский экскаватор для музея, но концерн Eesti Polevkivi все же предпочел утилизировать его, выручив на этом несколько миллионов крон. Единственное, что оставили для музея, это вот этот ковш. Можете оценить его размер вот на этой фотографии:


Ковш экскаватора "Esku"

Так что вот такой музей у нас есть. Очень рекомендую. Билет стоит 75 крон. Вот здесь у музея есть свой сайт, правда только на эстонском и английском языках.

А полную фотогалерею можно посмотреть здесь.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
viago
4 ноя, 2009 20:57 (UTC)
Любопытное местечко. Побольше бы таких оригинальных экскурсий.
rezeknenka
24 янв, 2012 18:47 (UTC)
Прочитала с большим удовольствием! Все так подробно изложено. Спасибо большое! А можно я у себя переопубликую с ссылкой на Вас?
097mcn
24 янв, 2012 19:19 (UTC)
Да конечно можно.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Michael Rose