?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Псков


Недавно я узнал, что из Нарвы ходит прямой автобус прямо до российского Пскова. Этой возможностью надо было обязательно воспользоваться.

Последний раз в Пскове я был еще в детстве, в 1984 году. От этой поездки у меня остались следующие воспоминания:

  • Как мы с папой гуляли по Кремлю и оказались у крепостной стены, склоны у которой были все завалены дерьмом;
  • Как папа заставил меня купаться в реке Великой, предварительно разогнав с ее поверхности радужные масляные разводы. Я представил, что там может быть на дне, с опаской проплыл несколько метров, стараясь не опускать ног, и вернулся обратно на берег;
  • Как мы ездили на кораблике на острова Белова и Залита, и как на обратном пути на этом кораблике везли в больницу девочку, нахлебавшуюся воды;
  • Как мы не могли найти, где переночевать, и в итоге остановились в кемпинге в местности со звучным названием Корытово. В этом кемпинге был один общественный телевизор и по вечерам все постояльцы собирались у него, чтобы посмотреть очередную серию шедшего тогда фильма "ТАСС уполномочен заявить";
  • И наконец как по пути во Псков мы по туристической карте Эстонии выбрали дорогу, обозначенную самой жирной линией, и попали на ужасно длинную и пыльную грунтовку. Как впоследствие оказалось, там была и асфальтовая дорога, но на карте она была обозначена, как проселочная. Вот такие карты были в СССР. Чтобы враг не догадался :)

А больше о Пскове я с тех времен не запомнил НИЧЕГО.

Ну, значит, сел я в Нарве на автобус, билет до Пскова стоил 300 крон. А маршрут, как оказалось, был не совсем прямой. Автобус заехал в поселок Ору (это такая дыра в Ида-Вирумаа, где стоят пятиэтажки с выбитыми стеклами), и там пассажиров пересадили в другой автобус той же фирмы. Видать, у этой фирмы здесь база :)

Далее автобус шел через Йыхви, Тарту и Ряпина. Границу проходили на погранпункте Койдула/Куничина Гора. Занимает этот процесс больше часа. Вначале на эстонском пункте собирают паспорта и уносят в будку на проверку. Потом автобус проезжает на российскую территорию, в него заходит пограничник и зачем-то смотрит паспорта. Зачем-то - потому что после этого всех с вещами выгоняют на улицу и заставляют пройти через пешеходный погранпункт. Потом, когда уже все прошли, еще наверно с полчаса ждали неизвестно чего.

Сразу у границы находится город Печоры, известный своим мужским монастырем. А еще здесь проходит платная автодорога Печоры - Е77, известная всем автотуристам, кто ездил в Эстонию этим маршрутом. Со стороны властей это вообще невиданная борзость, объявлять платным кусок обычной дороги только потому, что он ведет к границе.

Сама Е77 оказалась в настолько ужасном состоянии, что пока автобус по ней ехал, я думал, что он развалится, так его трясло на всех этих буграх и заплатах. Как написано в путеводителе - "Псков связывает с Ригой усовершенствованное шоссе". Ага, вот это оно и было.

Въехав в Псков, мы ехали сначала по какому-то проспекту, а после моста через Великую свернули в какие-то аццкие промзоны с мрачными корпусами полуразвалившихся заводов. За промзонами наконец появился автовокзал.

А первым человеком, встретившимся мне в Пскове, оказался парень, спросивший меня, где тут на автовокзале находится туалет. Тоже мне, нашел кого спросить :)

От автовокзала я по Октябрьскому проспекту пошел в центр города. Дошел до памятника, который в одном путеводителе значился как "Пушкин и крестьянка", а в другом - как "Пушкин и Арина Родионовна".


Пушкин и Арина Родионовна

Основной достопримечательностью Пскова является довольно хорошо сохранившийся Кремль. Помимо самого Кремля частично сохранились еще и внешние линии обороны со стенами и башнями.


Внешнее кольцо укреплений. Михайловская башня


Гремячая башня и церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей Горы


Пешеходный мост через реку Пскову и гостиница Heliopark Old Estate


Река Пскова и Гремячая башня. Вид с пешеходного моста


Церковь Богоявления с Запсковья


Набережная Псковы напротив Кремля. Троицкий собор и Средняя башня

А в самом Кремле как раз гуляла свадьба с ряжеными.

-Хороша ли у нас невеста? -спрашивали ряженые.
-Хороша! -кричали гости.
-Громче, чтобы весь Псков услышал! -не унимались ряженые.
-ХАРАШАААА!!! -ревел народ.
-А хорош ли у нас жених???

И так далее... Мне же больше понравился темно-красный свадебный лимузин и такого же цвета жигули-семерка, стоявшие у палат.


Свадьба в Псковском Кремле


Свадьба в Псковском Кремле. -Хороша ли наша невеста? -ХАРАШАААААААА!!!


Псковский Кремль. Башня Кутекрома


Троицкая башня и крест на месте снесенного большевиками Благовещенского собора


Троицкий собор


Псковский Кремль. Троицкий собор и Довмонтова башня (слева)


Вид с Ольгинского моста на Кремль. На переднем плане Власьевская башня

Основным историческим персонажем из тех, чья жизнь была связана с Псковом, является княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря. Заметьте, не того Игоря, что в "Слове о полку...", а того, который был убит древлянами, и за смерть которого Ольга потом жестоко отомстила.

Вообще, как я понял, про этот период русской истории известно очень мало. Датой основания Пскова считается 903 год. А считается он так потому что, согласно древнерусской летописи, именно в этом году привели князю Игорю из псковской земли жену Ольгу, и это было первым письменным упоминанием города Пскова.

По другим данным, кстати, Ольга была вовсе не Ольга, а звали ее Прекраса, а Ольгой ее уже назвал сам Игорь. Далее при чтении Википедии оказалось, что у Игоря помимо Ольги были и другие жены, но именно Ольгу он чтил более других за ее мудрость. Вобщем, в реальности там все было не так красиво, как пишут в путеводителях :)

Прославилась же Ольга тем, что после смерти мужа она какое-то время сама правила Киевской Русью, а также тем, что первой приняла христианство. И хотя ее сын Святослав так и остался язычником, но уже ее внук Владимир не только принял христианство сам, но и крестил всю Киевскую Русь.

Вобщем, Псков можно назвать городом Ольги. Тут все вокруг ее имени - есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня и в городе ей поставлены аж целых два памятника. На одном, в центре города, она изображена вместе с внуком Владимиром, крестителем Руси, на другом, что установлен перед гостиницей "Рижская" - в воинских доспехах. Автор последнего, кстати, небезызвестный Зураб Церетели.


Гостиница "Рижская" и памятник Княгине Ольге работы Зураба Церетели

В "Рижской" я и остановился на ночлег. Гостиница очень даже ничего, номер стоил 1250 рублей + 25% за бронирование заранее (русский бизнес, ага). Но в итоге даже стоимость 1560 рублей без завтрака очень даже разумная. Номер реновированный, не без изъянов конечно, но мне понравилось.


Собор Иоанна Предтечи на Комсомольской площади

Вечером прогулялся в сторону Комсомольской площади по каким-то закоулкам. Стал свидетелем аварии - на совершенно пустынной улице одна "помойка" заехала углом бампера в заднее крыло второй "помойки", в результате чего от одной из "помоек" отвалилась какая-то деталь. Из передней "помойки" выскочили мужики и с криками "ну ты че, ..ля, вообще о...уел ...бля???" налетели на водителя задней. Я думал, сейчас будет смертоубийство, но в итоге они разошлись миром, видимо деталь отвалилась у самого виновника аварии.


На берегу реки Великой. Вид на Кремль


Ольгинская часовня и церковь Успения у Парома

Во второй день прогулялся по набережной в Завеличье до Мирожского монастыря. Посмотрел с моста на Покровскую башню. Ей бы красивую черепичную крышу сделать, была бы вторая Толстая Маргарита.


Вид на Ольгинский мост и Кремль с Ольгинской набережной


Мирожский монастырь. Стефановская церковь и Братский корпус


Мирожский монастырь. Спасо-Преображенский собор


Мирожский монастырь. Вид с моста через Великую


Покровская башня

А вот знаменитых псковских десантников, несмотря на 2 августа, в городе было как-то совсем мало. Наверно потому что в Пскове фонтанов нет и купаться им негде :) Хотя парашютисты с флагами над городом летали.


На Советской улице

Что поражает во Пскове, это огромное количество рекламы услуг по аварийному вскрытию замков. Она там повсюду! Ни в одном российском городе такого не видел! Может кто-нибудь знает, с чем это связано?


Вскрытие замков, этой рекламой увешан весь город


Вскрытие замков - национальный промысел жителей Пскова :)


Площадь Ленина

Обратно из Пскова я хотел поехать в Нарву через Гдов и Сланцы. Было интересно побывать с той стороны Чудского озера, но ближайший автобус на Гдов был только в 13:20, и я не рискнул. А то еще застрянешь где-нибудь в Сланцах на ночь, а на следующий день на работу. Поэтому поехал на том же автобусе через Печоры и Тарту.

В Куничиной Горе водитель вышел в салон и обратился к пассажирам:

-Есть кто-нибудь, кто не везет сигареты?

Дело в том, что по эстонским законам теперь из-за пределов ЕС можно ввозить только две пачки сигарет. Водитель посчитал количество поднятых рук, умножил на два и побежал в дьютик закупаться. Потом рассовал купленное по пассажирам. Я, кстати, хоть и равнодушен к сигаретам, поднимать руку и участвовать в этом цирке не стал :)

А еще на обратном пути автобусная фирма высадила всех ехавших до Нарвы на автостанции в Йыхви и, дождавшись следующего своего автобуса, шедшего в Нарву, запихнула туда. Хорошо там хоть места были. Так что, как оказалось, автобус Из Нарвы в Псков хоть и прямой, да не совсем :)

ПСКОВ. ФОТОАЛЬБОМ

Мои другие рассказы о поездках по России:

Москва, Рязань и Калуга, Во Владивосток по Транссибу, Владимир и Суздаль, Казань, Ивангородская крепость, Во всем виновата крышечка ;

Рейтинг@Mail.ru

Метки:

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
swan_blog
20 сент, 2009 07:54 (UTC)
архитектура красивая, конечно, ничего не скажешь.
Но опять же русский быдляк... наверняка в Тарту этого нет в таком количестве, хотя, наверняка Тарту в архитектурном смысле проигрывает...
(Удалённый комментарий)
097mcn
21 сент, 2009 07:28 (UTC)
Да, там обычный переход, можно и пешком. Со мной коллега ехал в Печоры, так он как увидел очередь машин, так сказал, что пешком пойдет и вышел в Койдула. Там до Печор совсем недалеко от границы.
polonsky1949
21 сент, 2009 19:22 (UTC)
Переход в Койдула
Должен добавить, что вообще (на мой взгляд) границы России с Эстонией и Латвией - типичный полупроводник. Из России в Эстонию (в Ивангороде/Нарве, Куниц.Гора/Койдула) и аналогично - в Латвию проходится за полчаса (max), а обратно - 150-200 (и более машин), соответственно - около суток (и более). Почему - местный народ (бедный, несчастный) возит бензин из России в Эстонию, Латвию. Граница - градообразуещее "предприятие" и источник дохода для местного народа. А что делать нам, автотуристам? Автобусы хоть пропускают без очереди, а на автомобиле, после путешествия по ЕС - тебя мордою в грязь - "а теперь постой с нами, голубчик, тута тебе никакие деньги не помогут, а если очень попросишь - то продадим тебе очередь"
097mcn
21 сент, 2009 19:26 (UTC)
Re: Переход в Койдула
В последнее время как раз автотуристы могут купить в Нарве право проехать вне очереди за 300 крон. Это правда местная инициатива, не сегодня-завтра какой-нибудь эстонский деятель напишет жалобу и такой порядок признают не соответствующим конституции.
polonsky1949
22 сент, 2009 14:41 (UTC)
Re: Переход в Койдула и в Нарве
Согласен, 300 EEK - сумма небольшая. Насколько я понимаю - именно столько и может получить "бензовоз" от своего рейда. Но далее этот "бензовоз" обратиться к своему депутату (правительству), что ущемляют его права и пусть все стоят в очереди, как и он.
Вообще - технология "улучшения" государственных услуг за доп. плату - вопрос чрезвычайно интересный и дифференцирует население. У нас сейчас в Петербурге проходит компания против коммерческих МРЭО (отделов регистрации автотранспорта, обмена прав и т.п.).
Возвращаясь к границе в Нарве/Ивангород - именно этот обратный переход и отпугивает питерских автотуристов.
Куда мы все едем на выходные - в Финляндию (Иматра, Лаппеенранта).
Результат - в Усть-Нарве (а это те же 120 км от Питера, что и Иматра + прекрасный пляж) - простаивают пансионаты. Кое-где они с разбитыми стеклами, восстановили, кажется, тольно Ноорус, Ливеранд еще работает.
097mcn
22 сент, 2009 14:50 (UTC)
Re: Переход в Койдула и в Нарве
Ноорус наоборот снесли :)
Если бы не кризис, там бы сейчас строили новый SPA. А так успели лишь жилой дом новый построить, правда квартиры, насколько я понимаю, продать не успели.

"Лийваранд" он всегда работал, это один из основных бюджетных вариантов в Усть-Нарве, так что был востребован всегда.

А вот у бывшего "Рынка" недавно построили hotel-spa "Meresuu", судя по количеству машин там, он пользуется большим успехом.

Так что насчет Усть-Нарвы двоякие чувства. С одной стороны да, много санаториев простаивает, а с другой стороны то, что сделано на современном уровне, пользуется большим спросом.

А про 300 крон, бензинщиков и прочее - это вопрос к российской таможне. Если пропускать по 30 машин в день, то очереди никогда не исчезнут.
polonsky1949
22 сент, 2009 19:21 (UTC)
Re: Переход в Койдула и в Нарве
Согласен, но Ноорус жалко. Был пару раз там в комсомольской молодости. Да и в Википедии прочитал "В 2009 году будет заново построен, приобретя новый облик, облик современного спа-комплекса, некогда популярный Международный Молодёжный центр системы «Спутник» — «Noorus»". Тем более - читал, что организовался "клуб друзей Нооруса". Все мы дети одной страны - СССР.
Что касается Liivarand`а - то отель бюджетный, но бюджетный отель в Эстонии существенно лучше (и дешевле) такого же бюджетного отеля в Печорах (есть там отель - Планета) и в Пскове (Рижская или Октябрьская).
Помнится, в 2004 г. я после полуночи приехал в Печоры (простояв до этого на жаре 6 часов в Койдуле и заплатив 120р за платныую дорогу). Несмотря на то, что был забронирован номер и мы пару раз звонили с дороги, что едем, пришлось полчаса будить дежурную, открывая дверь и смотря на нас, как на личных врагов она нас разместила в номере без горячей воды. На утро в 7 утра разбудили вопли уборщиц в коридоре "Маняя! А где у тебя ведро с тряпкой!!! Да тута, иди погляди!!!" В Октябрьской в Пскове тоже были такие же заморочки, а номер в Рижской - хуже, чем в аналогичной гостинице в ЕС (и дороже).
Еще однин бюджетный отель в районе Нарвы - это Лаагна.
Но все портит обратный переход границы. Проще доехать до Таллина, погрузиться на паром Star (или Superstar), на рейс 14 ч. - 2 чел. + машина стоит 60 евро, выгрузиться в Хельсинки и по хорошей дороге приехать домой. Но зачем тогда Северо-Восток Эстонии?
Нов Эстонии существенно дешевле, чем в Финляндии.
koltsov
13 мар, 2010 00:41 (UTC)
очередь в Нарве выросла 25/02 после отмены УВТС
http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=22034

ехал 02/03 купил за 300 еек проход и простоял в Нарве и на мосту около 4,5 часов.
деспечера Транссервиса говорят, что после отмены УВТС, россияне стали медленнее работать вместо 300 машин в сутки пропускают только 150 машин. Саботаж.

Россияне (таможня и власть)
наказывают своих же россиян (бензинщики и туристы)
грусно....
danya_se7en
19 июл, 2010 16:15 (UTC)
фонтан в Пскове, к сожалению, все-таки есть))))
o_raznom2011
13 май, 2012 14:07 (UTC)
Да, фонтан у нас есть, но маленький. Роту не уместит.))
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Michael Rose